Обязанности менеджера по туризму
Список обязанностей зависит от туристической фирмы, в которой работает специалист. Менеджер туроператора чаще взаимодействует с отелями, авиакомпаниями. Специалист турагентства больше общается с туристами. Но есть и компании, в которых сотрудники берут на себя все обязанности по организации тура: от общения с клиентами до анализа рынка и разработки рекламных кампаний.
Основные функции специалиста:
- предложение туристических услуг, соответствующих желаниям клиентов;
- маркетинговые исследования, связанные с потребительским спросом, анализом конкурентов и трендами в туристической сфере;
- анализ эффективности деятельности фирмы по продаже туров;
- оформление виз, страховок, договоров и других документов для организации туристических поездок;
- реклама готовых продуктов;
- бронирование отелей, организация трансфера;
- составление программ экскурсий, пакетов туров;
- разработка туристических маршрутов;
- организация и анализ обратной связи с клиентами для улучшения сервиса;
- урегулирование конфликтов и претензий для удовлетворения потребностей клиентов;
- консультации по турам.
В крупных компаниях эти обязанности могут быть разделены между несколькими сотрудниками. Деление функций между специалистами может быть и по направлениям. Например, один менеджер организует путешествия по России для иностранных граждан, другой — поездок за рубеж для соотечественников.
Особенности работы
Работа непосредственно связана с продажами в секторе HoReCa. Специалисту приходится много общаться с партнерами, клиентами, подрядчиками. Необходимо не просто знать информацию об отелях, странах, курортах, но и уметь заинтересовать потенциальных клиентов так, чтобы они совершили покупку тура. Менеджеру нужно хорошо разбираться в психологии для установления быстрого контакта с людьми.
Какие еще профессиональные навыки понадобятся:
- владение иностранными языками;
- умение обрабатывать большой объем информации;
- способность работать в режиме многозадачности;
- знание основ международного и российского договорного права;
- соблюдение этики делового общения.
Менеджеру по туризму в работе важны такие личные качества, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, внимательность, ответственность. Специалист должен отслеживать изменения в сфере, постоянно расширять кругозор, уметь подстраиваться под запросы клиентов. Для разработки экзотических и авторских туров профессионалу необходимо быть креативным и хорошо знать мировую историю и географию.
Преимущества и недостатки профессии
В работе менеджером по туризму есть и плюсы, и минусы.
Преимущества:
- востребованность профессии;
- высокий уровень зарплаты;
- получать высшее образование в университете для работы необязательно;
- возможность проводить отдых в разных уголках страны и мира;
- постоянное расширение знаний о курортах, странах, городах;
- разнообразные задачи, работа не рутинного характера.
Недостатки:
- высокая ответственность;
- часто случаются форс-мажоры;
- зарплата зависит от продаж;
- постоянное общение с клиентами даже внеурочное время.
Кому подойдет профессия менеджера по туризму
Профессия подойдет тем, кто любит общение, не боится ответственности, интересуется путешествиями и продумывает каждую минуту отдыха для себя и своих близких. Быть полиглотом для организации отдыха соотечественников за границей необязательно. На многих даже зарубежных курортах работают русскоговорящие менеджеры и гиды. Иногда специалисту нужно составить письмо на английском языке, но для этого часто хватает и минимальных знаний.
Востребованность менеджера по туризму и зарплата
Эта профессия — одна из востребованных в сфере HoReCa. Внутренний и внешний туризм в России развивается высокими темпами, появляются новые направления отдыха. Популярность обретает экотуризм, гастрономический, этнический туризм.
Уровень зарплаты зависит от опыта специалиста, компании, региона работы, направления туризма. Начинающие менеджеры получают от 30 000 рублей, опытные работники — от 90 000 до 200 000 рублей.
Зарплата складывается из фиксированной части (оклада) и процента от продаж. Благодаря этому, нет потолка в доходе. Однако часто спрос на туры сезонный. Например, на Мальдивы чаще едут отдыхать зимой, а в Египет — осенью. Из-за этого зарплата в разные месяцы может сильно отличаться.
Перспективы в карьере
Новички в профессии начинают свой путь с помощника менеджера по туризму. Их основная обязанность — консультации клиентов. Помощник принимает звонки, проводит встречи в офисе, отвечает на вопросы в интернете: на сайте, в мессенджерах и социальных сетях компании. Перспективы в карьере связаны с непрерывным развитием навыков и повышением квалификации.
Кем может стать специалист:
- топ-менеджером компании;
- руководителем отдела или филиала;
- популярным тревел-блогером;
- директором туристического агентства.
Можно также организовать собственный бизнес, разрабатывать авторские туры или стать высококвалифицированным узконаправленным специалистом. Например, стать экспертом по энотуризму — путешествиям по винным хозяйствам.
Где учиться на менеджера по туризму
Освоить профессию можно в колледже. Обучение происходит на базе 9 и 11 классов. В Интерколледже ежегодно проводится набор на специальность «Менеджер по туризму». Программа курса состоит из теоретических и практических заданий по реализации туристических продуктов.
Студенты колледжа получают навыки:
- работы с документами;
- профессионального и делового общения в сфере туризма;
- управления турагентством и туроператором;
- создания и подбора туристических туров;
- использования маркетинговых технологий продаж в туризме.
Учиться на менеджмент в туризме можно очно и заочно. Выпускник колледжа получают диплом государственного образца. Для поступления нужно подать заявку онлайн, указав личные и контактные данные, а также специальность, которую хотите получить.