В последние годы эта специальность становится всё более популярной и востребованной. К услугам профессионалов прибегают не только компании, которые хотят грамотно организовать пространство для своих сотрудников, но и частные клиенты, желающие получить комфортное и уютное оформление своего жилья, офиса или помещения под бизнес.
Кто такой дизайнер интерьера
Это специалист, который помогает сделать обстановку помещения стильной и функциональной одновременно. При этом он не только определяет стилевую концепцию жилого или офисного помещения, но и выбирает цветовую гамму, отделку, подходящую мебель. Для этого дизайнер интерьера должен понимать основы эргономики и композиции, любить геометрию и черчение, а также обладать развитым пространственным мышлением. Отсюда вытекает многофункциональность самого специалиста. Специфика этой профессии такова, что на практике специалисту требуется демонстрировать множество дополнительных навыков, например, брать на себя функции проектировщика, ставить задачи для строителей или контролировать расходы. Создание дизайна подразделяется на несколько специализаций, каждая из которых имеет свои особенности:
- дизайн коммерческих помещений;
- дизайн жилого помещения;
- промышленный дизайн;
- архитектурный дизайн.
Чем занимается специалист
Должностные обязанности дизайнера интерьера зависят от его специализации и места работы. Чаще всего он занимается:
- созданием проектов интерьерного дизайна для помещений разного назначения;
- определением концепции дизайна с учётом самого помещения и пожеланий заказчика;
- согласованием с заказчиками концепции дизайн-проектов и различных деталей;
- подсчётом необходимого объёма материалов;
- консультативным участием или самостоятельной закупкой материалов, элементов декора и освещения;
- трёхмерной визуализацией (3D) проектов;
- авторским надзором за ходом выполнения всех работ, направленных на воплощение проекта;
- участием в различных выставках.
Работа дизайнера интерьера
Последовательность действий дизайнера при выполнении заказа состоит из следующих этапов:
1. Получение заказа и его осмысление с целью выявления всех пожеланий клиента, а также функций оформляемого помещения.
2. Изучение планировки помещения, определение его технических параметров и имеющихся коммуникаций.
3. Подготовка концепции проекта и стилевого направления, а также определение основных акцентов, которые объединяются в гармоничное сочетание.
4. Подготовка первичного эскиза и его презентация заказчику для корректировки деталей и согласования.
5. Выбор источников света, вентиляционной системы, звукоизоляции, акустики и прочих деталей, которые будут использованы в процессе создания дизайна интерьера.
6. 3D-визуализация и моделирование с использованием специального ПО.
7. Подбор цветовых схем и образцов материалов, которые будут использованы в строительно-отделочных работах.
8. Выполнение необходимых расчетов, разработка чертежа и документации, прилагаемой к проекту.
9. Воплощение проекта и контроль за проведением всех работ.
10. Стилизация интерьера после завершения работ, связанных с отделкой помещения, подбор декоративных деталей и текстиля.
В процессе своей работы специалист всегда учитывает следующие два принципа: функционализма и конструктивизма. Суть первого состоит в том, что оригинальность и красота не должны доминировать над функциональностью, а второй подразумевает, что необходимо создание логичной, гармоничной и целостной среды, а не просто подготовка композиции из набора элементов.
Что нужно знать и уметь
Работа дизайнером интерьера одновременно интересна и сложна. Чтобы эффективно справляться с возложенными на него обязательствами, специалисту понадобятся такие умения, знания и навыки, как:
- Знание интерьерных стилей и умение воплощать их с учётом конкретных условий.
- Умение правильно презентовать свой проект на начальной стадии и аргументировать его. Любая идея нуждается в грамотной подаче – даже хороший дизайн нужно уметь преподнести заказчику.
- Понимание основ дисциплин, смежных с дизайном. К ним относятся строительство, архитектура, эргономика пространства и некоторые другие. Понимание тонкостей отделочных работ и различных строительных процессов позволит подготовить проект, в котором будет учтён максимум нюансов.
- Знание свойств материалов, используемых для отделки, и умение грамотно комбинировать их.
- Навыки работы со специальным программным обеспечением. Среди дизайнеров интерьера широко распространены ArchiCAD, AutoCAD, Adobe Photoshop, CorelDraw, 3Ds max и некоторые другие.
Востребованность, карьерные перспективы и зарплата
Профессия дизайнер интерьера стала востребованной сравнительно недавно, но, несмотря на это, быстро приобрела популярность. Должность этого специалиста востребована в дизайнерских бюро и студиях, архитектурных компаниях и на мебельных фабриках. Кроме того, можно работать на себя, открыв собственную студию дизайна или зарегистрировавшись в качестве ИП. Большим плюсом при устройстве на работу является наличие портфолио, в котором собраны проекты интерьерного дизайна. Что касается карьерного роста, то начинающий специалист, который участвует в общем проекте, постепенно может стать автором проектов и открыть собственную студию.
Если говорить о заработке, то начинающий дизайнер интерьера без опыта работы может получать в студии около 30-40 тыс. рублей в месяц. Уровень заработной платы для профессионала с классным опытом и высоким мастерством достигает 80-100 тыс. рублей в месяц. Можно зарабатывать и больше, если уметь «продавать» себя – такие специалисты чаще всего открывают собственные фирмы. В Москве и Санкт-Петербурге зарплата дизайнеров, как правило, выше, чем в других регионах страны и такие услуги там нужны чаще.
О плюсах и минусах
Чтобы выбранная профессия вас не разочаровала в будущем, ознакомьтесь с её плюсами и минусами, ведь в любой специальности есть свои нюансы. К преимуществам работы относятся:
- Возможность работать вне офисного помещения – дома, в кафе, в общественном месте или на природе во время загородного отдыха. Главное – иметь при себе ноутбук с нужным программным обеспечением и доступ к интернету (при необходимости).
- Востребованность профессии на российском рынке труда. Количество жилых домов и коммерческих пространств становится только больше, в связи с чем увеличивается число людей, которые нуждаются в комфортном и функциональном интерьере. К тому же стилевые решения находятся в постоянном совершенствовании и изменении, поэтому, чтобы идти в ногу со временем, люди обращаются за помощью к дизайнерам интерьера.
- Большой багаж знаний и умений по обустройству и оформлению помещения можно применять не только в работе, но и у себя в квартире или в частном доме.
- Генерирование различных идей и их воплощение – это отличная возможность реализовать свой творческий потенциал.
- Возможность хорошо зарабатывать. Набравшись опыта и улучшив свои навыки, можно стать востребованным специалистом и трудоустроиться в крупную и известную компанию или открыть собственную студию дизайна.
Недостатков у этой специальности тоже хватает. К ним относятся следующие пункты:
- Без портфолио с достаточным количеством проектов и опыта работы сложно найти заказы и начать зарабатывать.
- Нередко рабочий процесс бывает довольно тяжёлым и стрессовым. Приходится работать с разными заказчиками и исполнителями, и не все из них бывают лёгкими и простыми в общении.
- Нужно совмещать множество задач, чтобы быть не просто дизайнером интерьера, но и немного прорабом, проектировщиком и т.д.
- Критерии эстетичности и красоты весьма относительно. То, что специалист придумал и хочет воплотить, может быстро разрушиться другим видением клиента.
- В случае непредвиденных обстоятельств или желаний уйти на пару недель в отпуск интерьерному дизайнеру сложно найти себе замену, чтобы работа по текущим проектам продолжалась.
Кому подходит
Дизайнер интерьера – отличный выбор для креативных и творческих людей, которые могут постоянно генерировать новые идеи и при этом отличаются нестандартным мышлением. Но эта профессия не относится к чисто творческим, поэтому будущему специалисту потребуются также инженерные навыки. Кроме того, он должен быть коммуникабельным, терпеливым и отличаться гибкостью, т.к. в процессе работы можно нередко услышать недовольства со стороны клиентов.
Какие личные качества понадобятся в работе
Чтобы стать успешным и востребованным специалистом в области дизайна интерьеров, необходимо обладать:
- творческими и художественными способностями;
- развитым эстетическим вкусом;
- чувством симметрии и пространственной гармонии;
- креативностью и богатой фантазией;
- способностью к пространственному восприятию;
- повышенным вниманием к мельчайшим деталям;
- развитыми коммуникативными навыками;
- навыками черчения;
- способностью к визуализации на основе словесного описания;
- умением переводить слова и абстрактные желания заказчика в плоскость профессиональных задач.
Легко ли находить заказы
Если специалист не работает на компанию, то заказы по разработке проектов интерьерного дизайна ему приходится искать самому. В таком случае без рекламы не обойтись. Дизайнерам без большого опыта на первых этапах лучше не брать во внимание сарафанное радио. Дело в том, что оно начинает работать и помогать со временем, по мере выполнения заказов и приобретения опыта. Специальные журналы подходят в основном для специалистов, сделавших себе имя. Поэтому следует присмотреться к другим, более доступным и зачастую эффективным способам поиска заказов:
- Подготовка листовок с целью их дальнейшей раздачи и расклейка рекламных объявлений – малопродуктивный вариант, но начинающему специалисту его не следует сбрасывать со счетов.
- Позиционирование в социальных сетях. Делитесь своей личной жизнью и время от времени анонсируйте собственные проекты. Так вы привлечёте аудиторию и получите доверие со стороны подписчиков, среди которых могут быть потенциальные клиенты. В идеале необходимо быть активным на всех популярных интернет-площадка и в соцсетяхх: Instagram, Facebook, Youtube, Вконтакте, Одноклассники и др.
- Создайте личный сайт (для начала можно на бесплатном конструкторе) и заполните его всей необходимой информацией о себе и своих навыках. Также разместите на нём портфолио и регулярно обновляйте его.
- Реклама – затратный, но весьма эффективный способ, который поможет привлечь клиентов в короткие сроки. Видов рекламы много – это может быть таргетированная и контекстная, реклама на радио, в журналах и т.д. При этом важно грамотно составить рекламную кампанию и запустить её.
- Посещение выставок, связанных с дизайном интерьера. Это традиционный метод поиска клиентов, ведь подобные выставки посещают не только мастера, но и потенциальные заказчики. Главное, научитесь правильно представляться, уделите внимание своему внешнему виду, подготовьте портфолио и запаситесь визитками.
- Наладьте связь с мелкими фирмами, которые занимаются отделочными работами. Такие организации работают обычно без дизайнера интерьера. В случае, если их клиентам потребуется такой специалист, они могут порекомендовать вас за определённый процент.
Как стать дизайнером интерьера
Получить образование и необходимые знания и навыки для того, чтобы стать интерьерным дизайнером, можно в «Интерколледже» — это среднее образовательное учреждение, работающее с 1996 года. Сегодня мы предлагаем на выбор несколько популярных образовательных программ, в частности, обучение дизайну. Под руководством квалифицированного и опытного педагогического состава вы научитесь создавать художественно-эстетические концепции будущих продуктов. Насыщенные учебная и производственная практики помогут закрепить полученные знания и освоить навыки, необходимые для будущей работы. На занятиях вы познакомитесь с разными стилями и их характерными чертами, научитесь сочетать текстуры и цвета, делать замеры и выполнять чертежи, освоите основы компьютерной графики и многое другое.
Стать нашим студентом можно на базе как 9, так и 11 классов. Длительность обучения в первом случае составит 3 года 10 месяцев, во втором – 2 года 10 месяцев. Чтобы поступить на специальность «Дизайн» (по отраслям), вам потребуется пройти творческое испытание, которое проводится в письменной форме. Зачисление осуществляется на основе результатов экзамена.