Туризм
Специалисты в области туризма занимаются разработкой и продвижением туров, бронированием отелей и туристических услуг, организацией мероприятий, приемом и обслуживанием посетителей фирмы, оказанием туристических услуг на курортах. Задачи эти выполняют люди разных профессий.
Разработчик туристических продуктов
Туристический продукт — комплекс услуг и работ, необходимых для удовлетворения потребностей туристов во время поездки. Для путешественников придумывают новые маршруты и развлечения. Разработка таких продуктов — сложный и многоступенчатый процесс.
Разработчик занимается:
- проведением маркетинговых исследований рынка для определения спроса на услуги;
- анализом реальных расходов на разработку нового туристического продукта;
- составлением документации: состава тура, перечня исполнителей услуг;
- презентацией нового турпродукта;
- внедрением туристического продукта;
- организацией массовой продажи нового турпродукта.
Для работы разработчиком нужно знать основы маркетинга, понимать, что может быть интересно туристам, и какие впечатления они могут получить от поездки.
Путеводители и экскурсоводы
Путеводители и экскурсоводы сопровождают путешественников во время поездки. Гиды делают так, чтобы отдых туристов получился информативным и увлекательным.
Обязанности экскурсоводов:
- планирование маршрута;
- адаптация экскурсий с учетом интересов и возраста группы туристов;
- поддержка общей атмосферы поездки;
- обеспечение безопасности группы путешественников.
Обычно гиды специализируются на конкретном регионе и маршруте, но могут сопровождать путешественников и на международных маршрутах.
Менеджер по туризму (турагент)
Менеджер туристического агентства (турагент) работает в офисе компании. Его основная задача — подбор для потенциальных клиентов готовых туров, которые предоставляют туроператоры.
Также в обязанности входят:
- консультация клиентов по вопросам выбора туров;
- бронирование авиабилетов, трансфера, отелей, экскурсионных программ;
- оформление туристических документов: виз, страховок, проездной документации;
- ведение клиентской базы;
- решение проблем клиентов до, во время и после путешествия;
- участие в рекламных и маркетинговых акциях для привлечения новых клиентов.
Специалист в этой области должен хорошо знать законы, связанные со сферой туризма в России и за границей, владеть иностранными языками для бронирования услуг за рубежом.
Специалист по тарифам (тарификатор)
Тарификатор — тот человек, который точно знает, из чего формируется стоимость тура. Специалист работает с большим объемом информации, цифрами и статистическими данными.
Обязанности тарификатора:
- анализ рынка;
- отслеживание трендов в сфере туризма;
- определение стоимости туристических продуктов и услуг;
- разработка тарифных планов;
- обсуждение с партнерами цен и специальных предложений для туристов;
- создание шаблонов-описаний туров;
- формирование базы с тарифами и ее актуализация;
- контроль корректности отображения цен на сайте компании;
- составление отчетности;
- проверка расчетов стоимости турпродуктов.
Специалисту по тарифам нужно хорошо знать особенности рынка, уметь вести деловую переписку, работать в программах Word, Excel и профессиональных сервисах.
Гостиничный бизнес
Гостиничный бизнес включает в себя предоставление услуг отелями, гостиницами, гостевыми домами, хостелами и в целом связан с гостеприимством, бытовым обслуживанием и предоставлением проживания людям. В этой сфере также трудятся специалисты с различными навыками. Их основная задача — обеспечение высокого уровня сервиса и комфорта для гостей.
Управляющий отелем
Управляющий — верхняя ступень в иерархии персонала отеля. Руководитель контролирует все сферы деятельности отеля и несет ответственность за все происходящее в здании перед владельцем заведения.
В обязанности управленца входят:
- организация и обеспечение эффективной деятельности гостиницы;
- контроль качества обслуживания гостей;
- внедрение регламентов;
- организация системы обучения и адаптации новых сотрудников;
- контроль обеспечения сохранности имущества и оборудования отеля;
- ведение отчетности для владельца отеля и контролирующих деятельность отеля органов;
- осуществление финансового и кадрового контроля.
От эффективности работы управляющего отелем зависит качество менеджмента в гостинице, имидж и репутация заведения.
Администратор (ресепшионист)
Администратор — это первый человек, с кем контактирует гость при входе в гостиницу. От работы этого сотрудника зависит первое впечатление гостя об отеле.
Ресепшионист занимается:
- бронированием номеров;
- размещением гостей и их выпиской из отеля;
- контроль соблюдения правил проживания;
- общением с постояльцами и потенциальными клиентами;
- координацией работы персонала;
- приемом оплаты за услуги отеля;
- разрешением конфликтных ситуаций;
- ведением финансовой отчетности.
Администратор должен всегда выглядеть ухоженно и опрятно.
Батлер
Батлер — это специалист по обслуживанию VIP-гостей в отеле.
В его обязанности входят:
- сопровождение VIP-гостей;
- подбор экскурсий;
- решение бытовых вопросов гостей;
- аренда автомобиля, заказ цветов, подарков по просьбе гостей;
- помощь в решении конфликтных ситуаций, возникших при проживании в отеле;
- предоставление информации об инфраструктуре города и его достопримечательностях.
По сути, батлер — персональный менеджер, который делает проживание в гостинице более комфортным.
Менеджер гостиничного сервиса
Менеджер гостиничного сервиса — управленец, который заботится о коммерческом успехе отеля. Он выполняет следующие задачи:
- разрабатывает стратегию продвижения бизнеса;
- оптимизирует качество услуг;
- анализирует мнение гостей о сервисе;
- проводит маркетинговые акции;
- взаимодействует с поставщиками, туроператорами;
- организует работу рядового персонала в соответствии со стандартами обслуживания.
В небольших заведениях специалист может дополнительно выполнять функции администратора.
Менеджер по бронированию
Специалист помогает бронировать гостиничные услуги, предоставляет информацию потенциальным клиентам о доступных видах сервиса отеля в устной и письменной форме.
В обязанности входят:
- предварительное бронирование номеров;
- ведение телефонных переговоров;
- подбор специальных предложений в соответствии с запросами гостя;
- внесение бронирований и их отмен в систему;
- контроль доступности номеров на сайте отеля и других онлайн-платформах.
В небольших заведениях эти функции также может осуществлять менеджер или ресепшионист.
Event-менеджер
Event-менеджмент тесно связан с туризмом, ресторанным и гостиничным бизнесом. Event-менеджер— организатор деловых, рекламных и развлекательных мероприятий. Этот специалист помогает устраивать конференции, выставки, семейные торжества, спортивные соревнования, вечеринки. Event-менеджер работает в агентствах по организации праздников, в крупных гостиничных комплексах.
Чем занимается профессионал:
- разрабатывает концепцию мероприятия;
- подбирает площадки для проведения мероприятия, оборудование, декор;
- разрабатывает программу;
- приглашает артистов, аниматоров;
- составляет отчетность о проделанной работе.
Некоторые организаторы досуга также могут быть ведущими на вечеринках, торжествах, деловых мероприятиях.
Ресторанное дело
Специалисты из сферы ресторанного бизнеса занимаются разработкой меню, контролем работы персонала кафе и ресторанов, обеспечением высокого уровня обслуживания и качества блюд и напитков. Задача всех сотрудников заведений общепита — создать неповторимую атмосферу для гостей.
Инженер-технолог пищевого производства
Инженер-технолог пищевого производства разрабатывает, контролирует и оптимизирует технологические процессы в производстве пищевых продуктов.
В его обязанности входят:
- контроль соблюдения стандартов, нормативов на производстве;
- разработка новых продуктов;
- оптимизация производственных затрат;
- контроль соблюдения санитарных стандартов;
- внедрение новых технологий;
- выбор и установка оборудования для производства пищевых товаров.
В этой профессии существует множество специализаций по виду продукции: молочная, мясная, хлебобулочная и другие. В ресторанах инженер-технолог составляет технологические карты блюд.
Менеджер ресторана
Менеджер — сотрудник, который управляет всеми процессами в кафе, баре или ресторане. В его задачи входят:
- организация работы персонала;
- отслеживание состояния оборудования;
- заказ продуктов;
- контроль качества блюд и соблюдения стандартов сервиса;
- разрешение конфликтных ситуаций.
Менеджер ресторана также должен следить за соблюдением правил труда и техники безопасности.
Официант
Основная задача официанта — предоставление высококачественного обслуживания гостей заведения общественного питания.
Сотрудник ресторана занимается:
- приемом заказов у посетителей ресторана;
- подачей блюд и напитков;
- консультацией гостей по меню;
- обеспечением порядка и чистоты в зале заведения.
Официант в работе должен соблюдать стандарты безопасности и санитарии, быть дружелюбным и создавать приятную атмосферу для гостей.
Ресторатор
Ресторатор — это тот, кто открывает заведения общественного питания. Он может быть одновременно владельцем бизнеса или разрабатывать концепцию и управлять рестораном по заказу.
Чем занимается специалист:
- создает идею: продумывает экстерьер и интерьер здания, разрабатывает меню, выбирает направление в кулинарии;
- выбирает место размещения заведения: ищет помещения по площади, учитывает особенности района, изучает предложения конкурентов;
- набирает персонал: выполняет отбор кандидатов, обучает сотрудников и разрабатывает систему премирования;
- подбирает метод продвижения нового заведения: разрабатывает рекламные и маркетинговые стратегии.
Специалист в этой области должен хорошо разбираться во всех аспектах ресторанного бизнеса, в основах маркетинга, бизнес-планирования, кадрового дела.
Основные навыки и знания
Для успешной работы в индустрии необходимо обладать определенными навыками и личными качествами. Перечислим ключевые из них.
Коммуникативные навыки
Специалисты любой профессии в области туризма и гостеприимства каждый день общаются с клиентами, коллегами, партнерами, поставщиками услуг. Важно уметь слушать людей, грамотно доносить информацию до окружающих и решать конфликты. Из личных качеств ценятся: коммуникабельность, тактичность, дружелюбность.
Знание иностранных языков
Этот навык поможет начинающим специалистам выделиться среди конкурентов, свободно общаться с иностранными клиентами, развивать бизнес за рубежом. Как правило, для работы в международном направлении необходимо владение английским не ниже уровня B2 для ведения деловых переписок и общения с партнерами.
Маркетинговые навыки
Эти навыки обязательны управленцам в индустрии туризма и гостеприимства. Им необходимо знать основы маркетинга и бренд-менеджмента, понимать особенности целевой аудитории. Это поможет разрабатывать эффективные стратегии и рекламные кампании, работать над улучшением имиджа фирмы.
Финансовое управление
Этот навык нужен всем сотрудникам, занимающим руководящие должности. Для этого специалисты должны изучить основы бухгалтерского дела, бюджетирования, анализа финансовых показателей.
Управление персоналом
От организованности персонала зависит качество сервиса. Задача любого руководителя в сфере туризма и гостеприимства — грамотно отобрать кандидатов, обучить новых сотрудников и мотивировать их на эффективную работу. На эффективность персонала влияет и позитивная корпоративная культура, разработкой которой также занимается руководство.
Организационные способности
Для работы в сфере туризма и гостеприимства нужно быть внимательным к деталям и уметь трудиться в условиях многозадачности. Для этого важно грамотно управлять временем: расставлять приоритеты, следить за дедлайнами. Это помогает успешно справиться со всей работой, не нарушая сроков.
Понимание культуры и географии
Знания традиций и истории региона необходимы многим специалистам, работающим в сфере туризма: экскурсоводам, менеджерам по туризму, батлерам, разработчикам туристических продуктов. Для развития навыка необходимо изучать исторические материалы, документы, отбирать интересные для туристов сведения о курортной местности. Специалисты должны не только знать факты о достопримечательностях, но и уметь использовать эти знания для создания увлекательных рассказов.
Стрессоустойчивость
Задержка вылета самолета, ухудшение погодных условий, отмена концертов — специалисты сферы туризма и гостеприимства должны быть готовы к форс-мажорам. Для этого им необходимы такие качества, как гибкость, стрессоустойчивость, способность быстро принимать решения.
Перспективы карьеры
Карьерный рост в индустрии туризма и гостеприимства, как правило, вертикальный. Можно начать карьеру с позиции официанта и дорасти до ресторатора, либо, например, стать сначала администратором отеля, а затем менеджером или управляющим. Горизонтальный рост предполагает открытие собственного дела, кафе, турагентства, хостела, и дальнейшую работу над развитием бизнеса.
Преимущества обучения в Интерколледж
Освоить профессию в области туризма и гостеприимства можно в Интерколледже после 9 и 11 класса. Студенты нашего образовательного учреждения получают все необходимые навыки и знания для работы в этой сфере.
Преимущества обучения в Интерколледже:
- преподаватели с большим практическим опытом работы;
- современные кабинеты со всем необходимым оборудованием для обучения;
- возможность участия в различных мероприятиях: конференциях, конкурсах, мастер-классах;/li>
- учебная практика в профильных компаниях;
- выпускники колледжа получают диплом о среднем специальном образовании государственного образца.
Учиться в колледже можно очно и заочно. Абитуриент для поступления может представить документы в приемную комиссию или подать заявку на сайте учебного заведения, указав контакты и специальность.